Форум все равно пока пустой, надо его чем-то заполнять. Я занимаюсь не только сбором справочных данных по советским компонентам и поиском владельцев товарных знаков. Это, конечно, святое, но совершенно бесперспективное занятие в плане технического прогресса.
В перспективном плане я занимаюсь цифровым звуком. Вот и буду сюда кое что сбрасывать, но не все, конечно, т.е. это не исповедь.
Для начала надо раскрыть тему.
Истинный цифровой усилитель звука, по удачной на мой взгляд терминологии компании TI, — TDAA (True Digital Audio Amplifier) представляет собой новую парадигму в цифровом звуке. TDAA система состоит из единственного устройства PCM-PWM-модулятора и PWM-усилителя мощности. Эта система принимает последовательный цифровой PCM аудио поток и преобразует его в низковольтные PWM аудио потоки, которые затем с помощью MOS-ключей превращаются с PWM-сигнал большой амплитуды. Этот ШИМ-сигнал фильтруется и подается на громкоговорители. Это все применимо к Hi-Fi системам высокой мощности и качества. Но такие сегодня встречаются довольно редко. Чаще подобный подход используется в микросхемах бюджетных усилителей в которые уже интегрированы выходные ключевые каскады. При этом разумеется выходная мощность сильно лимитируется и о Hi-Fi говорить уже не приходится. Я не собираюсь здесь касаться таких устройств. Речь пойдет только о Hi-Fi усилителях. Эта область традиционно аналоговая и только в самые последние годы в связи с развитием форматов HD-звука, цифра стала робко проникать на запретную прежде территорию. Пока типовой звуковой тракт упрощенно выглядит следующим образом: источник звука (он чаще всего цифровой), ЦАП и аналоговый УНЧ. Даже такой тракт обладает по сравнению с чисто аналоговым значительными преимуществами, первое и главнейшее из которых это возможность использовать высококачественный HD-контент. Собственно и городить такой тракт стали только из-за возможности слушать такой контент. Но решили проблему не задумываясь, использовали "костыль" в виде ЦАП, а с него уже стали снимать привычный аналоговый сигнал для УНЧ. Т.е. устранилась только проблема низкого качества исходного сигнала, а все остальные остались, да еще прибавились чисто цифровые в виде качества линии источник-ЦАП и качества самого ЦАП. Казалось бы можно было сразу сделать следующий шаг к чисто цифровой системе, но не тут-то было. Во первых, т.к. PCM-усилителей мощности не существует, оказалось, что способ, как реализовать цифровой усилитель это еще вопрос. А во вторых не сразу, но выяснилось, что и используемые в быту стандартные линии передачи цифровых сигналов не годятся для Hi-Fi систем. Опять же в 1999 появился стандарт SACD, реализующий "идеальный" в теории способ записи цифрового звукового сигнала — дельта-сигма-модуляцию и после этого долго ждали цифровых реализаций усилителей сделанных по этому принципу. Дождались, но оказалось, что они не имеют никаких преимуществ перед уже вовсю используемыми ШИМ-усилителями. И они сильно дороже и сложнее.
Опять же массовый потребитель вполне доволен своими наушничками или маленькими квартирными колоночками и не о каком Hi-Fi звуке больше не мечтает. Это означает, что промышленности нет смысла вкладываться в разработки для Hi-Fi звука. Для промышленности Hi-Fi звук является маргинальным явлением, куда крупные компании лезут только из соображений престижа. На таком фоне становится ясно, что промышленные полностью цифровые звуковые тракты появятся еще не скоро. Я же не хочу ждать и пытаюсь воплотить такой тракт уже сейчас, благо все составляющие его по отдельности давно разработаны и имеются в широком доступе.
Выглядит полностью цифровой тракт так: цифровой источник звука с выводом HD-контента, специальная цифровая безджиттерная линия передачи этого контента, PCM-PWM-модулятор и PWM-усилитель мощности, причем две последние ступени, конструктивно объединяются в одно устройство.
Задачи:
1. Получение цифровых источников звука с возможностью вывода HD-контента.
2. Организация цифровой безджиттерной линии передачи, что для источника означает встраивание соответствующего интерфейса.
3. Построение цифрового усилителя, т.е. PCM-PWM-модулятора и PWM-усилителя мощности в одном корпусе.
4. Построение АС соответствующих возросшим возможностям полностью цифрового тракта.
В перспективном плане я занимаюсь цифровым звуком. Вот и буду сюда кое что сбрасывать, но не все, конечно, т.е. это не исповедь.
Для начала надо раскрыть тему.
Истинный цифровой усилитель звука, по удачной на мой взгляд терминологии компании TI, — TDAA (True Digital Audio Amplifier) представляет собой новую парадигму в цифровом звуке. TDAA система состоит из единственного устройства PCM-PWM-модулятора и PWM-усилителя мощности. Эта система принимает последовательный цифровой PCM аудио поток и преобразует его в низковольтные PWM аудио потоки, которые затем с помощью MOS-ключей превращаются с PWM-сигнал большой амплитуды. Этот ШИМ-сигнал фильтруется и подается на громкоговорители. Это все применимо к Hi-Fi системам высокой мощности и качества. Но такие сегодня встречаются довольно редко. Чаще подобный подход используется в микросхемах бюджетных усилителей в которые уже интегрированы выходные ключевые каскады. При этом разумеется выходная мощность сильно лимитируется и о Hi-Fi говорить уже не приходится. Я не собираюсь здесь касаться таких устройств. Речь пойдет только о Hi-Fi усилителях. Эта область традиционно аналоговая и только в самые последние годы в связи с развитием форматов HD-звука, цифра стала робко проникать на запретную прежде территорию. Пока типовой звуковой тракт упрощенно выглядит следующим образом: источник звука (он чаще всего цифровой), ЦАП и аналоговый УНЧ. Даже такой тракт обладает по сравнению с чисто аналоговым значительными преимуществами, первое и главнейшее из которых это возможность использовать высококачественный HD-контент. Собственно и городить такой тракт стали только из-за возможности слушать такой контент. Но решили проблему не задумываясь, использовали "костыль" в виде ЦАП, а с него уже стали снимать привычный аналоговый сигнал для УНЧ. Т.е. устранилась только проблема низкого качества исходного сигнала, а все остальные остались, да еще прибавились чисто цифровые в виде качества линии источник-ЦАП и качества самого ЦАП. Казалось бы можно было сразу сделать следующий шаг к чисто цифровой системе, но не тут-то было. Во первых, т.к. PCM-усилителей мощности не существует, оказалось, что способ, как реализовать цифровой усилитель это еще вопрос. А во вторых не сразу, но выяснилось, что и используемые в быту стандартные линии передачи цифровых сигналов не годятся для Hi-Fi систем. Опять же в 1999 появился стандарт SACD, реализующий "идеальный" в теории способ записи цифрового звукового сигнала — дельта-сигма-модуляцию и после этого долго ждали цифровых реализаций усилителей сделанных по этому принципу. Дождались, но оказалось, что они не имеют никаких преимуществ перед уже вовсю используемыми ШИМ-усилителями. И они сильно дороже и сложнее.
Опять же массовый потребитель вполне доволен своими наушничками или маленькими квартирными колоночками и не о каком Hi-Fi звуке больше не мечтает. Это означает, что промышленности нет смысла вкладываться в разработки для Hi-Fi звука. Для промышленности Hi-Fi звук является маргинальным явлением, куда крупные компании лезут только из соображений престижа. На таком фоне становится ясно, что промышленные полностью цифровые звуковые тракты появятся еще не скоро. Я же не хочу ждать и пытаюсь воплотить такой тракт уже сейчас, благо все составляющие его по отдельности давно разработаны и имеются в широком доступе.
Выглядит полностью цифровой тракт так: цифровой источник звука с выводом HD-контента, специальная цифровая безджиттерная линия передачи этого контента, PCM-PWM-модулятор и PWM-усилитель мощности, причем две последние ступени, конструктивно объединяются в одно устройство.
Задачи:
1. Получение цифровых источников звука с возможностью вывода HD-контента.
2. Организация цифровой безджиттерной линии передачи, что для источника означает встраивание соответствующего интерфейса.
3. Построение цифрового усилителя, т.е. PCM-PWM-модулятора и PWM-усилителя мощности в одном корпусе.
4. Построение АС соответствующих возросшим возможностям полностью цифрового тракта.